PALADIN CLUB:
путеводитель

МОСТЫ: ЧАСТЬ 1

интересные мосты в разных странах мира

"Лучше строить мосты, чем возводить стены"


В наших турах мы всегда уделяем внимание инженерной географии во всех её проявлениях: мосты, акведуки, цистерны, плотины... Ведь чаще всего это не только красиво само по себе, но и наглядно демонстрирует человеческий гений, его позитивную, созидательную сущность и роль.


К сожалению, иногда случается, что преднамеренно или нет, с подобными сооружениями случаются катастрофы и аварии. Так, 26 марта 2024 года в результате столкновения контейнеровоза с опорой, полностью разрушился мост Фрэнсиса Скотта Ки в Балтиморе, США. Он являлся одним из металлических мостов с самым длинным цельным фермовым пролётом.


В этой части представлены мосты с куда более скромными характеристиками, но по-своему также интересные и, конечно, красивые.

Мост Рио-Антиррио (Рион-Андирион), Греция

Официальное название моста – мост имени Харилаоса Трикуписа – в честь премьер-министра Греции, высказавшего идею его строительства. Перекинут через узкую часть пролива, соединяющего Коринфский залив с Эгейским морем. Соединяет малые города Рион (Рио), находящийся на полуостров Пелопоннес и Андирион (Антиррио), находящийся на материковой части Греции. Отсюда и его неофициальное название.

Тип моста: вантовый.

Начало строительства – 1998 г., завершение строительства – 2004 г.

Уникальная особенность моста в том, что он... раздвигается на пару сантиметров в год. Дело в том, что полуостров Пелопоннес "дрейфует" в сторону от материка примерно на 30 мм в год – на эту же длину каждый год "растёт" и мост.

Кроме того, этот мост – второй по общей длине подвесной конструкции после виадука Мийо во Франции, а по общей длине мостового сооружения даже превосходит его (2880 метров против 2460 метров у виадука Мийо).
Цепные мосты через реку Великая в городе Остров, Россия
Мосты, перекинутые через два рукава реки Великой в городе Остров Псковской области (то есть, на тот самый остров, что дал название городу, и с него).

Тип моста: висячий (правильный инженерный термин для обозначения мостов, которые в просторечье принято называть "подвесными").

Начало строительства – 1850 г., завершение строительства – 1853 г.

Уникальность не только в самой конструкции мостов, географии их расположения (из современности трудно понять, для чего было возводить столь мощные, сложные и дорогостоящие сооружения в городе "на отшибе", но в середине XIX века через него шла дорога из столицы в Ригу – главный экспортный порт для "жёлтого золота", пшеницы), но и в том, что это единственные цепные транспортные мосты середины XIX века, сохранившиеся на территории России.
Галатский мост, Стамбул, Турция
Многие почему-то ошибочно полагают, что Галатский мост соединяет европейскую и азиатскую стороны Стамбула. На самом деле оба его берега – это берега залива Золотой Рог (Халич по-турецки), который полностью расположен в Европе.

Тип моста: разводной.

Годы строительства последнего моста: 1992-1994 гг.

Уникальность в том числе и в этом: существующая версия моста – уже пятая! его реинкарнация. Более того, Третий Галатский мост, прослуживший до 1912 года, был разобран и собран выше по течению Халича, на месте современного моста Ататюрка (он – четвёртая версия моста в том месте).

Кроме того, некоторые эпизоды фильма "Девушка на мосту" (1999 г.) были сняты на нём – а в конце в паре кадров можно увидеть и общий план самого моста.
Мост 25 апреля, Лиссабон, Португалия
Мост, соединяющий Лиссабон (северный, правый берег реки Тежу) и Алмаду (южный, левый берег реки). Первоначально был назван в честь Антониу ди Салазара – премьер-министра Португалии и главного идеолога "Нового государства", однако после Революции гвоздик (25 апреля 1974 года) получил своё нынешнее название.

Тип моста: висячий.

Годы строительства: 1962-66 гг.

Уникальными техническими характеристиками мост не отличается. Однако интересен он тем, что по внешнему виду очень напоминает... мост Золотые Ворота в Сан-Франциско. На самом деле он даже больше похож на другой мост: т. н. Bay Bridge между Сан-Франциско и Оклендом. Всё дело в том, что эти два моста строила одна и та же американская компания.

Интересно и то, что ещё две полосы для движения автомобилей (было 4 – стало 6), а также железнодорожные пути, были добавлены уже в процессе эксплуатации моста. Для этого пришлось существенно усилять конструкцию моста.
Мост на Дрине, Вишеград, Босния и Герцеговина
Мост на Дрине, в городе Вишеград Республики Сербской (Босния и Герцеговина).

Тип моста: арочный.

Год завершения строительства моста: предположительно 1577 г.

Один из двух самых известных старинных мостов в Боснии и Герцеговине (наряду с Мостарским). Яркий пример "самовоспроизводящейся легенды": благодаря своему роману "Мост на Дрине", посвящённому мосту, Иво Андрич (который учился в Вишеграде в основной школе) получил Нобелевскую премию. В свою очередь, популярность Андрича привела к тому, что в городе был построен целый стилизованный под старину город, получивший его имя – Андричград.

Другим несомненным достоянием моста и интересным фактом о нём является то, что построен он по указу Великого везиря Соколлу Мехмеда-паши – уроженца здешних мест, а архитектором был другой не менее знаменитый деятель Османской империи – Мимар Синан. Все эти факторы, наряду с несомненным художественным достоинством самого моста, привели к тому, что он был включён в список культурного наследия ЮНЕСКО.
Изо всех мостов, которые перечислены в публикации, в турах можно увидеть воочию и узнать более подробную информацию о следующих мостах:

Галатский – апрельский тур выходного дня (3 дня в Стамбуле) на фестиваль тюльпанов, а также в турах по Турции в мае ("Роза") и июне ("Лаванда")

Цепной мост в Острове – тур в конце августа в Псков и Великий Новгород

Мост на Дрине – тур по Боснии и Герцеговине в июле.

Заказать подробные программы и узнать детали туров можно по ссылке ниже: